31 July 2010 @ 06:41 pm
Москва-Белград-Бар и обратно поездом. Часть 1. Транспорт.
Я бегу по карте мира, как капля воды вниз по стеклу. Схема "поезд-город-поезд-город-авто-город" итд. на удивление пришлась мне по сердцу. В проводницы пойти, что ли?
Думала, может быть, нашла свой город, но пока не снится по ночам, не думается на чужом языке, хотя от своего уже отвыкла.

Сегодня вернулась из своего путешествия. Тяжелое впечатление от приезда в Москву усилило опоздание на час машины, которая должна была нас встретить. Чуть не сварилась на Киевском вокзале за это время, а вокруг ходили стаи людей с песьими головами, которые так дико выглядели после Сербии, Черногории, Венгрии и даже Украины, где почти все так же, как у нас. Таксисты и носильщики предлагают свои услуги как-то настойчиво-озлобленно,при отказе часто грубят, а потом между собой ехидно обсуждают пассажиров, с которыми им пришлось иметь дело. На каждом углу взгляд натыкается на мрачных граждан, открыто стоящих и мониторящих чужие сумки на предмет "что плохо лежит". В десять утра компании грязных пролетариев сосут пиво, расположившись на корточках у вокзальной стенки и постоянно сплевывая под ноги. И все это в душной мути затяжной московской жары.

Судя по прогнозу еще как минимум дней семь предстоит кормиться прошедшими двумя чудесными неделями. Буду кусочками постить свои фотографии и впечатления.

Начну с дороги и транспорта. Все-таки в сумме я провела в пути по разным маршрутам около шести дней, да и по времени эти впечатления самые свежие. Плюс, решаясь на поездку, я всюду искала информацию о подобном опыте у кого-нибудь еще, но информации в инете почти нет. Может, пригодится тем, кто захочет проехать так же.

Итак.
Очень много букв и немного занудно.

Москва-Белград и
Белград-Москва

Полный маршрут поезда на карте
Поезд №15 "Тисса" ходит ежедневно, едет до Ужгорода. К нему прицеплено несколько международных вагонов, которые всячески тасуются с разными поездами на протяжении пути: Москва-Будапешт, Москва-Белград.
До Белграда поезд едет 48 часов, хотя на самом деле обычно опаздывает на час-два. Самая большая стоянка - в Будапеште, на обратном пути поезд стоит там до 4 часов, так что есть время погулять. Там же выходит основная масса пассажиров. Разумеется, требуется двукратная транзитная венгерская виза. Кстати, билет до Белграда или из него лучше бронировать заранее, тк. именно в Будапеште скупают весь вагон. И туда, и обратно на отрезке между Белградом и Будапештом было занято только одно купе - наше. Впервые в жизни ехала фактически одна в вагоне.
В этом году билет первого класса в один конец обошелся нам в 152 евро. Есть прямой до Бара, стоил 190 евро, но и идет он 62 часа официально. Что я подразумеваю под "официально" узнаете позже, когда дойдем до Сербии.
У вагонов ОЧЕНЬ разная комплектация и разная степень износа, но вроде бы они всегда имеют номер 426.

Минусы: Кондиционер номинально имеется, но он настолько слабый и настолько часто ломается, что если он работает, это следует считать бонусом, а не обязательным условием. На остановках кондиционер не работает вообще, между ними - все зависит от проводников. Окна открываются только в коридоре и только через одно, так что проветрить купе можно постоянно держа дверь приоткрытой.
Плюсы: в каждом купе есть раковина, хотя бы одна розетка, вешалки, холодильник. Не факт, что все это будет работать, но нам феерически повезло - работал даже холодильник. Но имхо, лучше подстраховаться собственным, что мы и сделали. Туалеты вакуумные, так что пользоваться ими можно всегда и везде. Сам ватерклозет намного приличнее аналогичных заведений в простых поездах - проводники следят, чтобы мыло и бумага своевременно заменялись по мере использования. В некоторых вагонах есть настоящий душ! Мыться в нем нестрашно и вполне приемлемо. Я мылась три раза. Очень довольна.

Вот такой вагон нам достался до Белграда.

Раковина под столиком, холодильник под креслом. Спинка дивана - это на самом деле средняя полка. Шторка-клеенка сильно нагревается от солнца.

Купе ОЧЕНЬ тесное, поэтому имеет смысл брать только первый класс. Втроем там очень неудобно, сумки класть некуда, а если попутчик окажется с маленьким ребенком, так вообще труба. Кроме того, забронировать место можно на любом участке пути, и по непонятной причине стоимость билета в наш вагон ниже, чем на внутренний украинский поезд, так что контингент временами может напоминать не международный вагон, а провинциальную электричку, полную полупьяных мужыкоф с рабочих окраин, которые будут пить вотку, громко материться и петь зековские песни.

Вид в коридор:

В этом купе две розетки(обе работали, так что одновременно можно было смотреть фильм на лэптопе и заряжать сумку-холодильник), шкафчик с вешалками для одежды и чемоданов и три крючка.

А вот так мы ехали из Белграда домой:

Столик не убирается и сильно съедает пространство. Розетка одна, зато какой шикарный умывальник!

Зато в отличие от первого купе, есть лестница. По пути в Белград я залезала на свою полку со столика.

Мойдодыр изнутри:

К сожалению, на обратном пути раковиной попользоваться не удалось - водопроводная система проходит через все купе, кто-то вылил в умывальник недоеденный суп, труба засорилась и все.

Душевая кабинка. Маленькая, но чистая. Я мылась в резиновых тапках, остальные меры предосторожности не требуются.

Напоследок - коридорчики:

Двери открываются традиционным способом, на петлях, а не выдвигаются, как это обычно бывает в поездах. Неудобно, т.к. крепление в коридоре, которое не позволяет двери закрываться, чаще всего сломано, и двери хлопают, как им заблагорассудится.

В новом вагоне имеется электронное табло, на котором высвечиваются всякие бессмысленные цифры. Время и дата были из какой-то параллельной реальности, индикатор свободно/занято оказался один на оба клозета, так что непонятно было, какой именно свободен(но вообще они свободны практически всегда). В общем, нужно это табло разве что ради показателя температуры по вагону. В нашем в среднем было 24-26.

Белград - Бар
и Бар-Белград

Из Белграда до Бара ходит четыре поезда - в 10, 13, 22 и примерно 22.30.
Место в сидячем вагоне(купе на 6-рых) - 26 евро в один конец. Спальный(купе на двоих) - 41 евро.
Различаются они не только временем, но и количеством остановок, и условиями. Так 13-часовой поезд оборудован кондиционером, зато места в нем только сидячие. При том, что дорога занимает 8-13 часов, а купе рассчитано на 6 человек(плюс дети!), ехать на нем имеет смысл только в крайнем случае. Именно такой случай был у нас - билеты на вечерние поезда оказались распроданы на несколько недель вперед, так что вариантов у нас не было. Но в любом случае, нам удалось купить билет вечером накануне поездки.
Проведя ночь и утро в Белграде, счастливые, сели в свой 13-часовой поезд, в футуристичное прозрачное купе, такое прохладное в 35-градусную жару. Вопреки ожиданиям, пришли все шесть человек, но приятным открытием оказалось то, что две наши соседки -сербиянки, говорящие по-русски, а две другие - подружки румынка и испанка, говорящая по-испански и по-русски.
Только отъехали - встали на станции Нови Белград, чтобы перецепить тепловоз. Стояли час. Кондиционер почему-то отключился, никакие окна, конечно, не открываются. В это время солнце стоит высоко-высоко и прозрачное наше купе превратилось в аквариум, где шесть человек медленно варились в собственном соку. Наконец, поехали. Расслабились. Дорога действительно очень красивая. Ущелья, водопады, горы, живописные деревушки тут и там - от окна не оторваться. Жаль только очень много тоннелей. Ахнешь от восторга, вздернешь фотоаппарат, а поезд уже влетел под землю. В сумме под землей проходит примерно треть пути. Фотки из окна выложу отдельно.
Сестры-сербиянки вышли, мы разложились, поменялись местами поудобнее, вытянули ноги и болтали с испанкой о скитаниях вечных, и о земле. Внезапно нашу идиллию нарушил забавный дядечка. Сперва он всунул в купе голову и сообщил, что вот это место - его. Мы слегка расстроились, что в нашу женскую компанию вторгается чужак, но моментально смирились - попутчиков в поезде не выбирают. Дядечка исчез в коридоре и появился пару секунд спустя с огромными баулами и заставил ими весь проход, так что ноги девать стало некуда. Тут мы уже напряглись. Но когда за дядечкой в купе вошла его жена с малолетним пацаном, сердце просто упало.

Ребенок вел себя отвратительно, болтал без умолку, двадцать раз пытался отломить пепельницу и хлопал ей, сорок раз подряд выдвигал и задвигал столик. Потом он засунул руку маме в кофту и держал ее за грудь. Все это у меня перед носом. Признаюсь, за те часы, что этот мальчик был моим попутчиком, я едва не стала чайлд-фри.

Мы плохо знали маршрут, запомнили лишь, что Бар будет через час после Подгорицы. А Подгорицы все нет и нет. Начинает уже темнеть потихоньку, мы подбадриваем друг друга, но уже и наша испанка недоуменно смотрит на часы. По расписанию, должны приехать через час в Бар. Но мы еще не проезжали Подгорицу, а значит, как минимум на час опаздываем. С семьей сербов отношения не сложились из-за неугомонного мальчишки, поэтому я не решалась что-либо у них спрашивать. Наши разговоры прервала... сербско-черногорская граница. Потрясение было настолько сильным, что после улаживания дел с паспортами и пограничниками, я таки спросила у женщины с каменным, каким-то почти индейским лицом, когда же теперь будет Подгорица. С высокомерностью аборигена женщина взглянула на меня и сообщила: "Как это - сколько? Часа три, разумеется". Оставшуюся дорогу проехали молча. Поезд потихоньку пустел, но наше купе по-прежнему ехало в полном состве. Под конец мы не выдержали и свалили в пустое, где можно было вообще выдвинуть кресла и лечь.
Поезд опоздал на пять часов. Вместо половины одиннадцатого, он приехал в Бар около двух ночи.

Обратно билет покупали за неделю - совершенно безболезненно, причем когда за три или четыре дня до отъезда внезапно понадобилось поменять билет на точно такой же, но на день раньше, никаких проблем не возникло. Поменяли бесплатно и даже почему-то доплатили два евро.
Купе оказалось огромным. На полках можно спать вдвоем, без проблем. Проверила.

Есть умывальник, туалетные шкафчики, лестница, но почему-то нет вешалок. Розетка не работала. Зато проветривалось купе замечательно. Кстати, непуганые балканцы для удобства передают вещи через окно. То есть заходит один человек в купе, а второй подает снизу чемоданы-"коферы" и прочие пожитки. Никто ничего не ворует, все друг другу помогают.

Потолки ОЧЕНЬ высокие, места для сумок ОЧЕНЬ много, купе - это целая довольно просторная комната, а не жалкий шкафчик, где нужно укладываться штабелями, как в нашем поезде. Еще Сербская железница снабжает каждого пассажира вот такими милыми фирменными пакетами. Внутри водичка, мыльце, влажная салфетка. В общем, впечатление от поезда самое приятное. Опоздал всего на два с половиной часа(вместо 6.30 прибыл в Белград около 9).

Канесь. С приветом из сербского ночного.

annettteannettte on August 1st, 2010 01:59 pm (UTC)
прости, читать все нет сил. Но с приездом!
Воллиsalome_lou on August 1st, 2010 02:04 pm (UTC)
Спасибо! =)

Тут в ближайшие несколько дней будет несколько таких огромных постов. Ежели даже никто не прочтет, хоть мне на память останутся :)
annettteannettte on August 1st, 2010 02:15 pm (UTC)
я уже поняла, что их много будет.
Я-то точно прочту из них что-нибудь. Интерееесно.
Тагики: kedtagiki on August 1st, 2010 07:49 pm (UTC)
с привездом! здорово, этакая экскурсия по международным купе получилась)) я прочла с интересом
п.с. вышли, плиз, фотки наши с тобой на tagiki@gmail.com, будут мне на память)
Тагики: hattagiki on August 1st, 2010 07:51 pm (UTC)
привезд - это привет+приезд, наверное))
Волли: буsalome_lou on August 2nd, 2010 03:58 pm (UTC)
тут в Москве действительно полный привезд!
Волли: Hed Kandi 2salome_lou on August 2nd, 2010 04:00 pm (UTC)
Отправила. Там не очень получилось, но для памяти это не важно. Отсигналь, получила ли, у меня интернет через пень-колоду работает второй день. Видимо, из-за жары.
(Deleted comment)
Волли: поездsalome_lou on August 2nd, 2010 03:54 pm (UTC)
Спасибо!
Подробности постепенно появляются :)
UA-11zelax2001 on January 21st, 2011 02:23 pm (UTC)
Большое спасибо автору за такие подробности,сейчас сам собираюсь по вашему маршруту поехать в апреле )))
Воллиsalome_lou on January 23rd, 2011 12:55 pm (UTC)
Мне кажется, апрель -идеальное время. Нам очень сильно испортила путешествие 40-градусная жара.
UA-11zelax2001 on January 23rd, 2011 01:14 pm (UTC)
У меня вопрос, а страховка нужна для транзитной визы или страховка РЖД билетная все покрывает?
Воллиsalome_lou on January 23rd, 2011 01:15 pm (UTC)
Насколько я помню, достаточно билетной.
Воллиsalome_lou on February 9th, 2011 06:21 am (UTC)
Вру. Вспомнила, что для посольства делали отдельно страховку. Причем сдавать принесли оригинал(там дают 2 или даже 3 экземпляра), хотя, как выяснилось, можно и копию
vas78ev on April 21st, 2012 10:27 am (UTC)
здравствуйте, а я не понял насчет стыковки. вы приехали в Белград и сразу сели на поезд до Бара или вам пришлось в Белграде ночь провести?
Воллиsalome_lou on April 21st, 2012 10:29 am (UTC)
Нам не "пришлось", это мы сами так захотели. :)
Larisa StančićLarisa Stančić on August 17th, 2013 03:42 pm (UTC)
виза
Привет. Скажи пожалуйста, а Виза шенген должна быть оформлена перед поездкой или покупаешь на границе?
Воллиsalome_lou on August 17th, 2013 03:50 pm (UTC)