?

Log in

No account? Create an account
 
 
17 February 2015 @ 11:06 pm
Внезапно - про музыку  
Собственно, почему я вчера в час ночи думала о Цезаре Антоновиче Кюи?
Ход мыслей у меня был путаный, да и матчастью я владею плохо, но попытаюсь объяснить.
Несколько дней назад мне скинули лютневую версию песни "Город золотой". Дескать, именно в мелодии из Ренессанса Борис Гребенщиков черпал вдохновение при написании своего "Города золотого" и фактически просто исполнил чужое произведение, которое народное мнение теперь приписывает ему. Сразу скажу, что истории этой песни я не знала.
Меня кое-что поразило. Я даже хотела написать приславшему "удивительно, сколько веков назад написано, а как современно звучит". Ну и полезла почитать. Автором значился композитор Франческо Канова да Милано, однако при неглубоком копании выяснилось, что на самом деле написал и исполнил эту мелодию советский гитарист и лютнист Владимир Вавилов, широко известный в исключительно узких кругах, а слова -поэт Анри Волохонский. В 1972 году. И совершенно независимо друг от друга.

Выяснил это все некто Зеев Гейзель после довольно скурпулезного расследования, очень интересно, кстати(http://www.israbard.net/israbard/pressview.php?press_id=1049809438

Меня там особенно заинтересовал такой момент. Во время своих поисков Гейзель звонит знакомому специалисту по лютне. И тот ему говорит:
- Зеэв, ты ведь не совсем глухой. Ты ведь, кажется, когда-то даже брал в руки скрипку. Ну не могла же математика истребить в тебе нормальное человеческое начало! Так послушай внимательно сам: какая тут к чертям (то есть он, конечно, сказал не «к чертям», а несколько иначе, но законы жанра требует некоторой полуэзоповости) лютня, какая Италия, какой Франческо! Это явно из другой оперы!
- Из какой же? - пискнул я.
- Не знаю, - честно признался великий человек. - Но скорее всего – РУССКАЯ ПЕСНЯ.
Затем мы поговорили еще, и еще, и еще. Я честно объяснял, почему такой вопрос возник, а Леви столь же честно и упорно вколачивал мне одну мысль: «Это – даже не подделка. Автор то ли не знал, что подделывать, то ли просто этим не собирался заниматься».


Далее еще один любопытным момент.

Был, например, такой любитель (а по совместительству член Союза композиторов и профессор Московской консерватории) Шандор Каллош, известный, в частности, тем, что написал музыку ко многим мультфильмам Ф. Хитрука. Он разобрал всю пластинку и сказал: большинство собранной на ней музыки ну НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮТНЕ НЕ ИМЕЕТ. И уж во всяком случае эти «произведения» (я могу себе представить, как он фыркал при этом) никакого отношения ни к ФКдМ, ни к Н. Нигрино (чье имя также присутствует на диске) не имеют. Исключение (по мнению Р. Туровского – единственное исключение) – это «Зеленые рукава», суперзнаменитая (благодаря Голливуду) песня 15-го века.
Гнев прошел, но факт остался: подлог разоблачен, причем перчатка не поднята – Вавилов уклонился от обсуждения темы.



Я специалистом по лютне не являюсь, равно как и специалистом по Ренессансу. Но "современность" почувствовала. Объяснить я это не могу - чистая чуйка. Про себя я это объяснила примерно как "это слишком современный размер для Ренессанса". Как это работает, интересно? Чисто технически, я имею в виду.

При мысли о "несовременном" мне шел на ум почему-то именно Кюи и "Царскосельская статуя". Но он, боюсь, не слишком полезен, чтобы понять, в чем тут дело.
 
 
 
Dina Agapovagrisabella on February 17th, 2015 08:51 pm (UTC)
А вот это похоже на старинную лютню?
http://www.youtube.com/watch?v=326dAst_Lj8
А текст на текст 1600г.?
fay_despitefay_despite on February 17th, 2015 09:46 pm (UTC)
Я тоже не специалист ни разу и мне медведь на ухо наступил солидно, но если бы у меня спросили, современная ли мелодия или средневековая, то я бы ответила, что современная. И, таки да, неуловимо русская. Как "Уно-уно-уно ун моменто")) Черт его знает, как это работает. Я вообще абсолютно безграмотна в музыкальном отношении, но не раз так бывало, что я с одного разу запоминала какие-то мотивы из "современных" песен, а потом оказывалось, что это фрагменты народных средневековых в обработке. То есть, работает это и в обратную сторону.

Частично, ИМХО, это присутствует и в литературе - архетипические сюжеты всегда как-то по особому гладко читаются и редко когда их изменения не "царапают". Вот до определенного предела можно играться, осовременивать, добавлять детали - а потом автор слишком уж увлекается, и сразу словно фальшивая нота, настроение теряется.
Милош Обиличobilic on February 18th, 2015 01:59 am (UTC)
чисто технически это работает на интервалах. средневековая музыка построена на пифагорейских интервалах, ренессанс - на их преодолении ("как бы нам извернуться и обойти канон, не нарушая его"). 18 век пытается вызвать с помощью музыки так называемые "возвышенные" чувства, уже не задумываясь о древних правилах. начиная с 19-ого века композиторы забили на чувства и озаботились вопросом "какая музыка приятна для слуха как физического органа?". музыка, приятная на слух, не может быть старой по определению. в 16-ом веке никому бы не пришло в голову сочинить что-то вроде "под не-бом го-лу-бым". исполнять такое - себя не уважать.

П.С. само противопоставление "скрипка vs. математика" - это уже признак упадка. "музыка" изначально была математической наукой.
я крайня степень веществаosyotr on February 18th, 2015 10:11 am (UTC)
Дѣло еще и въ томъ, возможно, что на мелодику русской рѣчи этотъ мотивъ ложится довольно естественно, а итальянской — не очень. Поэтому пока вступаетъ инструментъ, можно еще думать про лютню и Италію, а какъ со словами — сразу ясно, что пѣсня русская народная.